ПРИЧАСТИЕ

ПРИЧАСТИЕ

 

МОЛИТВЫ КО ПРИЧАСТИЮ,
которые должны читать все готовящиеся принять Причастие
То что читает священник вы опускаете и без его слов читаете дальше

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй.(3) Слава, и ныне: Отче наш:
Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)

Псалом 22

Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться на месте, где зеленьобильна, – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня, душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего. Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мною: жезл Твой и посох Твой – они меня обо́дрили. Приготовил Ты пред лицом моим трапе́зу напротив теснящих меня, умасти́л еле́ем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая. И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!

Псалом 23

Господня – земля и что́ наполняет её, вселенная и все, живущие в ней. Он на морях основал её и на ре́ках устроил её. Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на месте святом Его? Неповинный руками и чистый сердцем, кто не пре́дал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему. Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Это – род ищущих Господа, ищущих лица́ Бога Иакова. Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы. Кто этот Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в битве. Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы. Кто этот Царь Славы? Господь Сил – Он Царь Славы!

Псалом 115

Я уверовал, потому стал говорить; но я был унижен сильно. И сказал я в омрачении моём: «Всякий человек – лжец». Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову, обеты мои Господу воздам пред всем народом Его. Драгоценна пред Господом смерть святых Его. О Господи, я – раб Твой, я – раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты разорвал узы мои, Тебе принесу жертву хвалы и во имя Господне воззову, обеты мои Господу воздам пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим.
Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) И три поклона.

Тропари, глас 8

Беззакония мои пре́зри, Господи, от Девы рожденный, / и сердце моё очисти, / делая его храмом пречистого Твоего Тела и Крови; / не отринь меня от Твоего лица, / имеющий безмерно великую милость.
Слава: На причащение святынь Твоих / как дерзну я, недостойный? / Ведь если осмелюсь подойти к Тебе с достойными, / одежда меня обличает, – ибо не в такой идут на вечерю, / и осуждение навлеку на многогрешную душу мою. / Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.
И ныне: Бесчисленно множество моих, Богородица, согрешений, – / к Тебе я прибег, Чистая, нуждаясь в спасении. / Воззри милостиво на немощную мою душу / и хода́тайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, / да будет мне дано прощение / соделанных мною согрешений тяжких, / единая Благословенная.

В Великий четверг*

Когда славные ученики / при умовении на вечере просвещались, / тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался / и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. / Смотри, любитель стяжаний, / на удавление из-за них стяжавшего! / Беги от ненасытной души, / на такое против Учителя дерзнувшей! / Господи, ко всем благой, слава Тебе!
*слав.: в Великую Четыредесятницу

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зача́т, и во грехах родила́ меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропи́шь меня иссо́пом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица́ Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от крове́й, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволи́ть. Жертва Богу – дух сокрушённый, се́рдца сокрушённого и смиренного Бог не пре́зрит. Облагодете́льствуй, Господи, во благоволе́нии Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возло́жат на алтарь Твой тельцов.

Канон, глас 2
Песнь 1

Ирмос: Придите, люди, / воспоем песнь Христу Богу, / разделившему море и проведшему народ, / который Он вывел из рабства египетского, / ибо прославился.
Припев 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Хлебом жизни вечной / да будет мне Тело Твоё святое, милосердный Господи, / и драгоценная Кровь, / и защитой от болезней многообразных.
Припев 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Оскверненный делами непристойными, несчастный, / недостоин я, Христе, причащения / Твоего пречистого Тела и божественной Крови, / которых меня удостой.
Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Земля благая, благословенная Божия Невеста, / Колос израстившая невозделанный и спасительный мiру, / сподоби меня, Его вкушая, спасаться.

Песнь 3

Ирмос: На скале веры меня утвердив, / широко раскрыл Ты против врагов моих уста мои, / ибо возвеселился дух мой, воспевая: / «Нет святого, как Бог наш, / и нет праведного более Тебя, Господи!»
Припев 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Слез подай мне, Христе, капли, / скверну сердца моего очищающие, / чтобы добросовестно очищенным / приступал я с верою и страхом, Владыка, / ко причащению божественных Даров Твоих.
Припев 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да будет мне в прощение согрешений / пречистое Тело Твоё и божественная Кровь, Человеколюбец, / в Духа же Святого общение и в жизнь вечную, / от страстей же и скорбей – в избавление.
Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Пресвятая, трапеза Хлеба Жизни, / свыше по милости сошедшего / и мiру новую жизнь дающего, / удостой и меня ныне, недостойного, / со страхом вкусить его и жить.

Песнь 4

Ирмос: Ты пришел от Девы не посланник, / ни Ангел, но Сам Господь во плоти, / и спас всего меня, человека. / Потому я к Тебе взываю: / «Слава силе Твоей, Господи!»
Припев 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Восхотел Ты, нас ради воплотившись, Многомилостивый, / быть заклан, как овца, за грехи человеческие. / Потому я умоляю Тебя / и мои изгладить согрешения.
Припев 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Исцели души моей раны, Господи, / и всего меня освяти, / и удостой, Владыка, чтобы я, несчастный, / приобщился к Таинственной Твоей Вечере божественной.
Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Умилостивь и ко мне / от Тебя Рожденного, Владычица, / и сохрани меня, раба Твоего, чистым и без порока, / чтобы я, принимая Духовную Жемчужину, освятился.

Песнь 5

Ирмос: Света Податель и веков Творец, Господи, / во свете Твоих повелений наставь нас, / ибо мы иного бога, кроме Тебя, не знаем.
Припев 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Как Ты предрек, Христе, / да будет так и мне, убогому рабу Твоему, / и пребудь во мне, как обещал, / ибо вот, я Тело Твоё ем божественное и пью Кровь Твою.
Припев 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Слово Божие и Боже! / Уголь горящий Тела Твоего / да будет в просвещение мне, омраченному, / и во очищение оскверненной душе моей – Кровь Твоя.
Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Мария, Матерь Божия, / благоухания священная Скиния, / Твоими молитвами сосудом избранным меня соделай, / чтобы мне причаститься Святынь Рожденного Тобой.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховной носимый, / непостижимую милосердия Твоего призываю бездну: / от гибели Боже меня изведи!
Припев 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Ум, душу и сердце освяти, Спаситель, / и тело моё, / и удостой приступить не в осуждение / к Страшным Таинствам, Владыка.
Припев 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да устранюсь я от страстей / и получу благодати прибавление / и жизни утверждение / причащением, Христе, Святых Таинств Твоих.
Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Боже, Святое Божие Слово, / всего меня освяти, / ныне приходящего к Божественным Твоим Таинствам, / святой Матери Твоей мольбами.

Кондак, глас 2

Не возбрани мне, Христе, / принять ныне Хлеб – Тело Твоё / и божественную Твою Кровь; / пречистых Твоих, Владыка, и страшных Таинств причащение / да не в суд будет мне, несчастному, / но да будет мне в жизнь вечную и бессмертную.

Песнь 7

Ирмос: Кумиру златому мудрые юноши не поклонились, / и в пламя сами вступили, и идолов их осмеяли; / среди пламени воззвали – и оросил их Ангел, возвестив: / «Услышана уже уст ваших молитва!»
Припев 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Да будет мне ныне причащение / Твоих бессмертных Таинств, Христе, / источником благ, светом, и жизнью, и бесстрастием / и средством к преуспеянию и умножению добродетели божественной, / чтобы я прославлял Тебя, единый Благой.
Припев 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да избавлен буду от страстей, / и врагов, и бед, и всякой скорби / я, ныне с трепетом и любовью, со благоговением приходящий / к Твоим бессмертным и божественным Таинствам, Человеколюбец, / и поющий Тебе: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Спасителя Христа непостижимо уму родившая, / облагодатствованная Богом, молю Тебя ныне я, раб Твой, / чистую – нечистый: / меня, готовящегося ныне приступить к пречистым Таинствам, / всего очисти от скверны плоти и духа.

Песнь 8

Ирмос: В печь огненную / ко отрокам еврейским сошедшего / и пламя в росу превратившего Бога / воспевайте, все творения, как Господа / и превозносите во все века.
Припев 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Небесных, и страшных, / и святых Твоих Таинств, Христе, / и божественной Твоей и таинственной Вечери / удостой и меня, отчаявшегося, ныне сделаться участником, / Боже, Спаситель мой!
Припев 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Под кров милосердия Твоего прибегнув, Благой, / взываю к Тебе со страхом: / «Пребудь во мне, Спаситель, и я, как Ты сказал, в Тебе; / ибо вот, дерзая на милость Твою, / ем Тело Твоё и пью Кровь Твою!»
Припев: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
Трепещу, принимая огонь, чтобы не сгореть мне, / как воск и как трава. / О страшное таинство! О милосердие Божие! / Как я, глина, Божественных Тела и Крови причащаюсь / и становлюсь бессмертным?

Песнь 9

Ирмос: Безначального Родителя Сын, Бог и Господь, / воплотившись от Девы, нам явился / омраченных просветить, собрать рассеянных. / Потому мы всеми воспеваемую Богородицу величаем.
Припев 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Он благ – Господь: вкусите и узри́те! / Ибо ради нас некогда став (нам подобным), / и один раз принеся Себя как дар Отцу Своему, / всегда закалывается, освящая причащающихся.
Припев 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Душою и телом да освящусь я, Владыка, / да просвещусь, да спасусь, / да сделаюсь домом Твоим, / через причащение священных Таинств / имея Тебя во мне живущим со Отцом и Духом, / Благодетель многомилостивый.
Припев: Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.
Да будет мне, Спаситель мой, Тело Твоё / и Кровь Твоя драгоценнейшая / как огонь, сожигающий вещество греха / и попаляющий страстей терние, / и как свет, всего меня просвещающий / для поклонения Божеству Твоему.
Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Бог воплотился от чистой крови Твоей. / Потому всякий род воспевает Тебя, Владычица, / и множества Бесплотных Тебя славят, / ибо через Тебя они ясно увидели над всем Владычествующего, / приня́вшего природу человеческую.

Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и пренепорочную / и Матерь Бога нашего. / Честью высшую Херувимов / и несравненно славне́йшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем.
Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:
Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь.
Тропарь праздника. Если же праздника нет:

Тропари покаянные, глас 6

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо, не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке: / «Помилуй нас!»
Слава: Господи, помилуй нас, ибо на Тебя мы уповаем, / не прогневайся на нас сильно / и не вспомни беззаконий наших; / но воззри и ныне, как Милосердный / и избавь нас от врагов наших. / Ибо Ты – Бог наш, и мы – Твой народ; / все мы – дело рук Твоих / и имя Твоё призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты – спасение рода христианского.
Господи, помилуй. (40) И поклоны, сколько хочешь.
Затем следующие стихи: Желая вкусить, человек, Тело Владыки, / в страхе приступи, чтобы не опалиться, ибо это огонь. / Когда же пьешь божественную Кровь для приобщения, / сперва примирись с тебя опечалившими. / Затем дерзновенно таинственной пищи вкуси.
И другие стихи: Прежде причащения страшной жертвы, / животворящего Тела Владыки, / таким образом помолись со трепетом.
И далее молитвы:

Молитва 1,
святого Василия Великого

Владыка, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, всего творения видимого и невидимого Создатель, Сын безначального Отца, также вечный и безначальный, по преизбытку благости в последние дни облекшийся плотью, и распятый, и погребенный, за нас, неблагодарных и неразумных, и Своею собственною Кровью воссоздавший растленную грехом природу нашу! Ты Сам, бессмертный Царь, прими покаяние и меня, грешника, и склони ухо Твоё ко мне и услышь слова мои. Ибо согрешил я, Господи, согрешил против неба и пред Тобою и недостоин взглянуть на высоту славы Твоей: ведь я прогневал благость Твою, Твои заповеди преступив и не послушав Твоих повелений. Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не допустил меня погибнуть среди беззаконий моих, терпеливо ожидая моего обращения. Ибо сказал Ты, Человеколюбец, через пророка Твоего: «Я совсем не желаю смерти грешника, но чтобы он обратился и жил». Ведь не хочешь Ты, Владыка, чтобы погибло создание рук Твоих, и не находишь удовлетворения в гибели людей, но желаешь, чтобы все спаслись и достигли познания истины. Поэтому и я, хотя и недостоин неба и земли, и этой кратковременной жизни, всего себя подчинив греху, и поработив удовольствиям, и помрачив в себе Твой образ, но, будучи творением и созданием Твоим, не отчаиваюсь в собственном спасении, несчастный, и к безмерному милосердию Твоему дерзновенно прихожу. Прими же и меня, Человеколюбец Господи, как блудницу, как разбойника, как мытаря и как блудного сына, и сними с меня тяжкое бремя грехов, подъемлющий грех мiра и немощи человеческие исцеляющий, труждающихся и обремененных к Себе призывающий и дающий им покой, пришедший призвать не праведных, но грешных к покаянию, – очисти и меня от всякой скверны плоти и духа (и) научи меня проводить святую жизнь в страхе пред Тобою, чтобы я, с чистым свидетельством совести моей принимая часть святынь Твоих, соединился со святым Твоим Телом и Кровью и имел Тебя во мне обитающим и пребывающим, со Отцом и Святым Духом. Так, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, и да не в суд мне будет причащение пречистых и животворящих Таинств Твоих, и да не сделаюсь я немощным душою и телом от недостойного их причащения, но дай мне до последнего моего вздоха не в осуждение принимать часть святынь Твоих – во общение с Духом Святым, в напутствие в жизнь вечную и в благоприемлемый ответ на страшном суде Твоём, чтобы и я со всеми избранными Твоими сделался участником нетленных Твоих благ, которые Ты приготовил для любящих Тебя, Господи, – в них Ты прославлен вовеки. Аминь.

Молитва 2,
святого Иоанна Златоуста

Господи Боже мой, знаю, что не сто́ю я того и не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, в дом души моей, потому что он весь пуст и обрушился, и нет во мне достойного места, где бы Тебе главу приклонить. Но как Ты ради нас уничижил Себя Самого, сойдя с высоты, снизойди и ныне до ничтожества моего. И как Ты соблаговолил возлечь в пещере в яслях бессловесныхживотных, так благоволи войти и в ясли неразумной души моей и в оскверненное тело моё. И как Ты не отказался войти и вкусить вечерю с грешниками в доме Симона прокаженного, так соблаговоли войти и в дом смиренной души моей, прокаженной и грешной. И как Ты не отверг подобную мне блудницу и грешницу, пришедшую и прикасавшуюся к Тебе, так сжалься и надо мною грешным, приходящим и касающимся Тебя. И как Ты не погнушался скверных и преступных уст её, целовавших Тебя, так не гнушайся ни ещё более скверных и преступных, чем у неё уст моих, ни мерзких и нечистых губ моих, ни гнусного и сквернейшего языка моего. Но да будет мнегорящий уголь всесвятого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови в освящение, и просвещение, и укрепление смиренной моей души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого диавольского воздействия, к устранению и обузданию злых и порочных привычек моих, к умерщвлению страстей, к соблюдению заповедей Твоих, к приумножению божественной Твоей благодати и Царства Твоего приобретению. Ведь я не с небрежением прихожу к Тебе, Христе Боже, но с дерзновенным упованием на неизреченную благость Твою, и для того, чтобы не оказаться мне похищенным духовным волком, если я далеко уклонюсь от общения с Тобой. Поэтому молю Тебя: как единый Святой, освяти, Владыка, мою душу и тело, ум и сердце, и внутренние чувства, и всего меня обнови, и укорени страх пред Тобою во всех членах моих, и освящение Твоё сделай неизгладимым во мне. И будь мне помощником и защитником, направляя, как кормчий, мирно жизнь мою, да сподоблюсь я стать по правую руку от Тебя со святыми Твоими по молитвам и хода́тайствам всечистой Твоей Матери, невещественных Твоих служителей и пречистых Сил, и всех святых от века Тебе благоугодивших. Аминь.

Молитва 3,
святого Симеона Метафраста

Единый чистый и нетленный Господи, по несказанному состраданию ичеловеколюбию приня́вший на Себя всё наше сложное естество от чистой и непорочной крови Девы, сверхъестественно родившей Тебя Духа Божественного наитием и благоволением вечного Отца, Христе Иисусе, Премудрость Божия, и мир, и сила! Ты, воспринятой Тобою плотьюживотворящие и спасительные страдания приня́вший: Крест, гвозди, копье, смерть, – умертви мои пагубные для души страсти телесные. Погребением Твоим опустошивший царство ада, погреби благими размышлениями мои дурные намерения и рассей духов зла. Живоносным Твоим воскресением на третий день падшего праотца воздвигший, воздвигни и меня, грехом поскользнувшегося, средства к покаянию мне предлагая. Славным Твоим вознесением плоть воспринятую обо́живший и давший ей честь восседать справа от Отца, удостой меня причащением святых Твоих Таинств правой стороны спасаемых достигнуть. Сошествием Утешителя Духа сосудами драгоценными соделавший священных учеников Твоих, яви и меня вместилищем Его пришествия. Вновь грядущий праведно судить вселенную! Благоволи и мне встретить на облаках со всеми святыми Твоими Тебя, Творца и Создателя моего, дабы я бесконечно прославлял и воспевал Тебя, с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 4,
святого Иоанна Дамаскина

Владыка Господи, Иисусе Христе, Боже наш, один имеющий власть прощать людям грехи! Как благой и Человеколюбец, пренебреги всеми моими согрешениями, совершенными сознательно и по неведению, и удостой меня, не подвергаясь осуждению, причаститься божественных, и славных, и пречистых и животворящих Твоих Таинств, (ни в тягость), ни в му́ку, ни в умножение грехов, но в очищение, и в освящение, и в залог будущей жизни и Царства, в ограждение, и помощь, и поражение врагов, и в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты – Бог милостивый, и сострадательный, и человеколюбивый, и Тебе славу воссылаем, со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 5,
святого Василия Великого

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не различая Тела и Крови Твоей, Христа и Бога моего. Но, дерзновенно уповая на сострадание Твоё, прихожу к Тебе, сказавшему: «Вкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем». Сжалься же, Господи, и не обличи меня, грешника, но поступи со мною по милости Твоей. И да будут мне эти святыни во исцеление, и очищение, и просвещение, и сохранение, и спасение, и в освящение души и тела; в устранение всякого мечтания, и злого деяния, и диавольского воздействия, проявляющегося через помыслы в членах моих; в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление и безопасность жизни, в возрастание добродетели и совершенства, в исполнение заповедей, в общение с Духом Святым, в напутствие в жизнь вечную, и в благоприемлемый ответ на страшном суде Твоём, – не в суд или во осуждение.

Молитва 6,
святого Симеона Нового Богослова

От скверных уст, от мерзкого сердца, от нечистого языка, от души оскверненной прими моление, Христе мой, и не отвергнув ни слов моих, ни нрава, ни бесстыдства, дай мне свободно говорить то́, что́ я хочу, Христе мой, но лучше и научи меня, что мне должно делать и говорить. Согрешил я более блудницы, которая узнав, где Ты пребываешь, купив мvра, дерзнула придти помазать ноги Твои, Христа моего, Владыки и Бога моего. Как её Ты не отверг, пришедшую от чистого сердца, не погнушайся и мною, Слово! Дозволь же мне и держать и целовать Твои ноги, и потоком слез, как драгоценным мvром дерзновенно их помазать. Омой меня слезами моими, очисти меня ими, Слово! Отпусти и согрешения мои и прощение мне подай. Ты знаешь множество пороков, знаешь и раны мои, и язвы мои видишь, но и веру мою знаешь, и усердие видишь, и стенания слышишь. Не сокрыты от Тебя, Боже мой, Творец мой, Искупитель мой, ни капля слез, ни капли часть некая. Не довершенное мною заметили очи Твои, а в книге Твоей находится и ещё не сделанное записанным у Тебя. Посмотри на смирение моё, посмотри, каково моё страдание, и грехи все отпусти мне, Боже вселенной, чтобы с чистым сердцем, трепетною мыслью и душою сокрушенной причастился я Твоих пречистых и всесвятых Таинств, которыми оживляется и обо́живается всякий, вкушающий Тебя и пьющий с искренним сердцем. Ведь сказал Ты, мой Владыка: «Всякий вкушающий Мою Плоть, как и пьющий Мою Кровь, тот во Мне пребывает, а Я нахожусь в нем». Во всем истинно слово Владыки и Бога моего: ведь причащаясь божественных и обоготворяющих Даров, я действительно не один, но с Тобою, Христе мой, Светом, ярким как три солнца, просвещающим мiр. Поэтому, чтобы мне не остаться одному, без Тебя, жизни Подателя, дыхания моего, жизни моей, радости моей, спасения мiру, – я пришел к Тебе, как Ты видишь, со слезами и душою сокрушенной, умоляя о том, чтобы получить мне избавление от моих согрешений и Твоих жизнь подающих и непорочных Таинств причаститься не в осуждение; чтобы Ты пребыл, как сказал, со мною, трижды несчастным; чтобы обольститель, найдя меня лишенным Твоей благодати, не похитил меня коварно и, обманув, не отвел от обоготворящих Твоих слов. Поэтому я к стопам Твоим припадаю и горячо взываю к Тебе: как Ты принял блудного сына и пришедшую к Тебеблудницу, так прими, Милостивый, и меня, блудного и скверного, с сокрушенною душою ныне к Тебе приходящего. Знаю, Спаситель, что никтодругой не согрешил пред Тобою как я, и не соделал дел, какие я совершил. Но я также знаю то, что ни тяжесть согрешений, ни грехов множество, не превосходит Бога моего многое долготерпение и человеколюбие величайшее, но с милостивым состраданием Ты и очищаешь, и просвещаешь горячо кающихся, и к свету приобщаешь, щедро делая их причастниками Божества Твоего; и – что дивно и Ангелам, и человеческим мыслям, – беседуешь с ними многократно, как с истинными Твоими друзьями. Это дает мне смелость, это окрыляет меня, Христе мой! И, дерзновенно уповая на Твои богатые к нам благодеяния, радуясь и вместе трепеща, я, трава, причащаюсь огня, и бываю– дивное чудо – неизъяснимо орошаем, как в древности куст терновый, горевший, не сгорая. Итак, благодарной мыслью и благодарным сердцем,всеми благодарными чувствами моими, души и тела моего, поклоняюсь, и величаю, и славословлю Тебя, Бога моего, как благословенного и ныне, и вовеки.

Молитва 7,
святого Иоанна Златоуста*

Боже, ослабь, отпусти, прости мне согрешения мои, которыми я пред Тобою согрешил: или словом, или делом, или помышлением, вольно или невольно, сознательно или по неведению, всё мне прости, как благой и Человеколюбец. И по молитвам пречистой Твоей Матери, невещественных Твоих служителей и святых Сил и всех святых, от века Тебе благоугодивших, благоволи мне принять не в осуждение святое и пречистое Твоё Тело и драгоценную Кровь, но в исцеление души и тела, и во очищение злых моих помышлений, ибо Твоё Царство, и сила, и слава, со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 8, его же

Недостоин я, Владыка Господи, чтобы Ты вошел под кров души моей. Но, поскольку Ты, как Человеколюбец, хочешь жить во мне, я дерзновенно приступаю. Ты повелеваешь, и я отворю врата, которые Ты Один создал, и Ты входишь с присущим Тебе человеколюбием, входишь и просвещаешь помраченный мой разум. Верую, что Ты это совершишь. Ведь Ты ни от блудницы, со слезами к Тебе пришедшей, не уклонился; ни мытаря не отверг покаявшегося; ни разбойника, признавшего в Тебе Царя, не прогнал; ни гонителя покаявшегося не оставил тем, чем он был. Но всем, с покаянием к Тебе пришедшим, дал Ты место в сонме друзей Твоих, единый Благословенный всегда, ныне и во веки бесконечные. Аминь.

Молитва 9, его же

Господи Иисусе Христе, Боже мой, ослабь, отпусти, смилуйся и прости мне, грешному, и негодному и недостойному рабу Твоему ошибки, и согрешения, и грехопадения мои, которыми я согрешил пред Тобою от юности моей до настоящего дня и часа: сознательно ли и по неведению, или словами, или делами, или мыслями, или замыслами и привычками, и всеми моими чувствами. И по хода́тайству без семени родившей Тебя всечистой и Приснодевы Марии, Матери Твоей, единственной твердой надежды, и защиты, и спасения моего, удостой меня причаститься не в осуждение пречистых, вечных, животворящих и страшных Твоих Таинств, в прощение грехов и в жизнь вечную, в освящение и просвещение, и в крепость, и в исцеление и здравие как души, так и тела, и в истребление и совершенное уничтожение злых моих замыслов, и помышлений, и намерений, и ночных видений темных и злых духов. Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, и честь, и поклонение со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 10,
святого Иоанна Дамаскина

Пред вратами храма Твоего стою и злых помыслов не оставляю. Но Ты, Христе Боже, мытаря оправдавший, и ханане́янку помиловавший, и разбойнику врата рая открывший, открой и мне человеколюбивое сердце Твоё и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как блудницу и кровоточивую: ведь одна, кра́я одежды Твоей коснувшись, легко получила исцеление; другая же, обняв пречистые Твои ноги, прощение грехов приобрела. Я же, несчастный, решаясь принять всё Твоё Тело, да не буду сожжен, но прими меня, как принял тех женщин, и просвети чувства души моей, сжигая мои греховные проступки, – по хода́тайствам без семени Родившей Тебя и небесных Сил, – ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва 11,
святого Иоанна Златоуста

Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мiр грешных спасти, из которых я – первый. Ещё верую, что это – самое пречистое Тело Твоё, и это – самая драгоценная Кровь Твоя. Молюсь же Тебе: помилуй меня и прости мне согрешения мои вольные и невольные,совершённые словом, делом, сознательно и по неведению, и удостой меня не в осуждение причаститься пречистых Твоих Таинств, в прощение грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Подходя же к причащению произноси про себя следующие стихи Метафраста: Вот, я приступаю к божественному Причащению; / Создатель, не опали меня приобщением! / Ибо Ты – огонь, недостойных сожигающий; / но очисти же меня от всякой скверны.
Затем произноси: Вечери Твоей таинственной участником / в сей день, Сын Божий, меня прими. / Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, / не дам Тебе поцелуя,такого, как Иуда. / Но как разбойник исповедаю Тебя: / «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»
И следующие стихи: Содрогнись, человек, видя обоготворяющую Кровь: / ибо она – горящий уголь, недостойных опаляющий. / Тело Божие и обо́живает меня, и питает: / обо́живает дух, ум же питает непостижимо.
И тропари: Ты привлек меня любовью, Христе, / и изменил божественным к Тебе стремлением. / Но сожги огнем невещественным грехи мои / и насытиться наслаждением в Тебе сподоби, / чтобы я, ликуя, величал / два пришествия Твои, Благой.
В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный? / Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, – / одежда меня обличает, / ибо не в такой идут на брак, / и, связанный, изгнан буду Ангелами. / Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.
И молитву: Владыка Человеколюбец, Господи Иисусе Христе, Боже мой, да не в суд мне будет святыня сия за моё недостоинство, но во очищение и освящение души и тела, и в залог будущих жизни и Царства. Мне же – благо прилепляться к Богу, полагать в Господе надежду на спасение моё.

И снова: Вечери Твоей таинственной участником / в сей день, Сын Божий, меня прими. / Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, / не дам Тебе поцелуя,такого, как Иуда. / Но как разбойник исповедаю Тебя: / «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

перевод текста взят на сайте - http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvoslov/index.shtml


_____________________________________________________________________________


священник Антоний Семилет

БЕСЕДА О Таинстве Причастия

Сердце Церкви – Евхаристия. Вокруг Причастия строится вся видимая и не видимая жизнь Церкви на Земле. Церковь «построена» Господом не только как санаторий души, где она может найти спокойствие от суеты и злобы дня, но и как больница, в которой человек ищет врача своим страстям. Природа страсти – грех, грех – болезнь. Церковь лечит эту болезнь.
Но так думают не все, в том числе и христиане. Некоторым хочется видеть в Церкви простое земное общество аферистов, фанатиков Христа. Такие настроения и взгляды на Церковь были всегда выгодно популярны. И даже во времена Христа. «Вы христиане злые, разобщенные, нарциссы, причислившие себя к особой породе, нации; вам не чужды пороки мира и многое другое», - слышны часто упреки.

Но кто сказал, что та Церковь, что живет на Земле и состоит из людей святая? Она чиста и непорочна по своему Божественному происхождению. Но создана для несвятых, больных и страдающих. Потому и пишут учителя и богословы, что Церковь земная – воинствующая. За этим пафосным и тяжелым словом скрывается простой смысл. Общество Христа состоит из разных людей. Каждый со своими тараканами в душе. Как в поликлинике. Вы приходите и видите – толпа разнохарактерных, озлобленных болезнью, готовых порвать на клочья не менее уставшего врача людей. А ВЫ здоровый, сильный, с полными карманами радости стоите и ужасаетесь как так можно ведь вы же общество, давайте будем хорошими и пушистыми. Господь еще при своей жизни  поставил пред людьми вопрос смысла своего служения людям, чтобы отсечь на века голодные мысли смотрящих в микроскоп злобы, по определению выдающий плохие анализы. Вспомните, что ответил на свой «зачем?» Иисус, потому что во враче нуждаются нездоровые.

Отсюда вывод: если Вы сильный и здоровый духовно, если Вы так сильно в том уверены, то Вам и не надо в Церковь?! Если же наоборот, тогда начните с Таинства Причастия.

Таинство в трех словах

В науке под названием богословие, существует представление о количестве так называемых Таинств в Церкви. Их всего 7. Но пусть вопрос численности нас не коснется. Мне бы хотелось высказаться о таинстве и его последствиях, которое как святая Троица имеет одну природу и три лица. Причастие, Евхаристия, Литургия – три определения одного таинственного приобщения Тела и Крови Христовых. Если говорить обо всех трех определениях одного таинства, то не стоит думать о некоем разделении их на отдельное самостоятельное. Нет. Отличия лишь в терминах, словах и их содержании. Но говорить о Таинстве обойдя все три понятия, значит потерять полноту смысла, который они привносят в нашу жизнь.  Так же как и с тем временем по принятии Даров, которое я позволю себе назвать послепричастием. По-моему участие в богослужении таинства не авторегистрация вхождения души некоего «Иванова» в члены партии Иисуса, где парт/билетом является твое не важно с каким чувством вкушение хлеба и вина. Для моего ума и сердца, всего меня – это осознанное погружение без акваланга, только с одной верой, на глубину таинства дружбы Бога с Человеком на равных, пребывание в таком углублении по жизни во всем и всегда.

Причастие

Причастие  - это такой народно-богословский термин. Если спросить православного, стоящего на паперти (по-нашему ступеньках, крыльце) храма: «скоро причастие?», - то он вас поймёт и даст ответ в часах, минутах. Под этим будет подразумеваться народное внутреннее, основанное на интуиции бессознательное осмысление того, что происходит после молитвы «Отче наш». И время, данное в ответ на поставленный «когда?», будет нести в себе единственный смысл: тогда, когда батюшка с чашей будет давать что-то в ложке. Вот для народа – это и есть причастие.

Но удивительно ни это временное восприятие, а то, что где-то в глубинах своего сердца, то есть души, народ, не мысля категориями богословия святых отцов или что тяжелее для  неискушенного сознания символизмами Лосских, Хомяковых и иных прекрасных аскетов умосозерцательного, интеллигентного богословия, народ предчувствует, что причастие несет нечто важное в их жизнь. Понимает чувственным богословием саму сердцевину значимости тайны Божественного дара.

С научной, значит теологической, или буквально, богологической, точки зрения Причастие  - есть дар Бога людям. Суть дара – возможность дружить с Христом, быть с ним как с другом в самых тесных отношениях.

Богословие Причастия дает нам понять, что  принимая с ложки (а по- церковному, лжицы) хлеб, омоченный вином, мы становимся соучастниками, частью, входим в состав чего-то единого, как часть. И под «чего-то» понимается Тело Христово. То есть, как это нам дал понять  апостол Павел, мы становимся членами церкви, созданной Христом. Твоё частое Причастие становится доказательством твоего небесного гражданства, таким, что ли духовным паспортом, идентифицирующим твою личность через твоё же общение с Христом. В данном случае Церковь выступает проводником и местом, где возможно себя самоопределить: «Ты – чей?»

Евхаристия

Евхаристия (с греч. благодарение) тоже, что и Причастие, отражает свою, возложенную только на неё смысловую нагрузку. Причастие говорит об участии народа в духовной жизни Церкви, через видимое действие в невидимом. Евхаристия же раскрывает для нас один из значимых результатов этого таинственного участия. Последствие причастия – человеческая благодарность Богу за Его дружбу с нами, за возможность всегда войти в дом Бога как друг, без приглашения и очереди по записи, можно сказать, вдруг.

С другой - напоминает нам о жертве Христа. Если в историческом Ветхом – это физическая жертва в знак благодарности Богу Ягве, то в нашем Новом завете – это бескровное нематериальное продолжение во времени жертвы Христа, принесенной им для освобождения нас из рабства греха. Участвуя в Евхаристии, мы участвуем в Пасхе Христа.

Литургия

Это тоже Причастие и Евхаристия. Но в отличии от них сам термин отражает социально-богослужебную сторону таинства Дружбы.

Литургия с греч. означает общее дело. И в таком переводе это слово говорит, что если  человек крещен, то у него не может быть своего дела с Богом, своей дружбы с Христом. Став гражданином Церкви, ты должен понять или тебя научить крестные, что друг твоего Друга – твой друг. Ты не можешь водить дружбу только с Богом наедине. Став христианином, ты становишься членом общества, попадаешь в общежитие со своими правилами, законами, созданными в равноправном сотрудничестве воли Бога и человека. И теперь молитва в храме - это повод проявить признак твоего дружелюбия к друзьям Христа. И наоборот, друзьям Бога - в отношении тебя. Как в человеческом обществе друзья живут в разных домах и местах, но при этом остаются друзьями, потому что проявляют свое внимание, интерес и заботу о друге в общении через общие встречи и разговоры, так и Литургия становиться тем самым проявлением внимания, интереса и заботы друг о друге, объединённых общей молитвой, разговором с Богом-Другом на службе.

Богослужебная сторона таинства Причастия – это внешние средства, используемые народом, а не только священником для общей дружбы.

Сама служба древняя. Она установлена Христом на Тайной вечери. Современная литургия сохранила слова Спасителя, с которых и началась Евхаристия: «Примите, ешьте…» и «Пейте из неё…» (т.е. чаши – от авт.). При этом за свою более 2000-летнюю историю служба Причастия стала продолжительнее и сложнее. Она состоит из:

Ектений – длинных громких молитвенных на злобу дня произношений вслух
Антифонов – песней из Библии
Чтения Писания и его комментария священником или диаконом
Особого центрального момента таинства Причастия с произнесением тех самых слов Христа с Тайной вечери с параллельным пением специфических песней, отражающих важность происходящего, «Иже херувимы и Милость мира»
Пения Символа веры, отражающего нашу уверенность в Боге как христиан
Пения молитвы «Отче наш», говорящей каждому, что скоро произойдёт причастие Христа под видом хлеба. Что этот хлеб Господень насущен для нас, по причине голода духовного
Самого непосредственного в народном понимании времени принятия из лжицы омоченного в вине хлеба
И благословения священника на выход из храма с миром в душе и сердце

Что после?

Время, когда прошло причащение Божьими Дарами, когда человек должен продолжать жить в мире, преодолевая его немощи, я называю послепричастием.

Послепричастие – это твой выход из храма, за пределы места твоей встречи с Христом. Такой некий резкий выброс, как нечто остро разделяющее тебя до и после. Потому что дружба с Богом разрывает тебя на два мира, на два состояния души. С одной стороны  - жизнь. Простая и одновременно сложная в мелочах, в каких-то встречах, или одиночестве. С другой, неописуемое чувство родства с Христом, являющееся результатом твоей искренней и потому долгой крепкой дружбы с Ним. Послепричастие – это самообновляющийся после каждого выхода из храма вопрос «как?». Как жить теперь, когда ты знаешь сердечно Христа, но ты же знаешь и законы жизни за пределами храма. Послепричастие – это возможность ответа на сомневающийся «как?» своими делами веры. Шанс снять противоречивое разделение на тебя до и тебя поле, через тебя сейчас. Послепричастие  - это и есть «ты сейчас» в делах любви к ближнему в сердце с Христом за пределами места твоей встречи с Ним.

Но может так быть, что послепричастия так и не наступит. Вернее, оно-то наступит, но это будет послепричастие с отрицательным знаком. Когда ты не сохранил дружбы с Христом и Его искренним. Когда «ты сейчас» еще друг со Христом, но уже недруг с мужем, женой, ребенком, бомжом, старухой, пугающей тебя своей беспомощной реальностью. Когда ты вынес Христа из храма и где-то в очереди с продавцом или коллегой по ожиданию покупки дефицита, где-то на работе в борьбе за ступеньку КАРЬЕРЫ; там, где пьяница со старческой седой и грязной как серый постсоветский асфальт бородой, где ребенок ждущий «тебя сейчас» в сердце с Любовью, – потерял Его как всех тех, в ком Он звал тебя проявить себя в делах веры. Потерял Христа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий